Категория: мысли

(с) ОСМЫСЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО

М.Новикова, Ю.А.Волкова к.п.н. СГУ

Основоположниками абстрактного искусства в России являлись мастера авангарда ХХ в. В. Кандинский и К.Малевич. Впервые ввели понятие «беспредметное искусство», указывая, что отсутствие предметов в картине не есть отсутствие смысла. Как получилось, что в 1912 г.в период творческой жизни И.И.Левитана, В.Д.Поленова и И.Е.Репина появилось теоретическое обоснование абстрактного искусства «О духовном в искусстве», автором которого являлся В.Кандинский? Работа, которая перевернула академические, традиционные представления об искусстве.

Огромное влияние на формирование абстрактного искусства оказали кубизм, футуризм, экспрессионизм и символизм. В 10-е гг. ХХ в.в Германии вместе с П.Клее В.Кандинский создаёт первые экспрессионалистические произведения («Импровизация 18» 1911, «Впечатление 6 (Парк)» 1911, «Композиция 9»). Значительную роль в формировании его художественных взглядов сыграло увлечение философией А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, что выражается в тяжёлом творческом пути и искании («Ночь» 1903, «Пёстрая жизнь» 1907). В своём творческом пути В.Кандинский подчёркивал связь музыки и живописи: каждый тон соответствует какому-то звуку и все цвета картины действуют как «музыка для глаз» («Вибрации» 1924, «Двойной аккорд» 1942).


Но в чём первопричина таких смутно-сумеречных картин: религиозность В.Кандинского? Его нелюдимость? Неблагополучность? Вовсе нет. Несмотря на веру он был достаточно общительным и удачливым человеком (основал ассоциацию художников-авангардистов «Фаланга», группу «Синяя четвёрка» и Новое мюнхенское художественное объединение).

В его творчестве можно выделить этап духовного роста (1908-1914), где у него появляется «загадка горизонта» («Озеро Риг» 1908, «Дамы в кринолинах» 1909), затем русские годы («Смутное» 1917, «Сумеречное» 1917, «В сером» 1919). С 1922 года начинается время преподавания в Баухаузе (серия «Малые миры» 1923). Творчество парижского периода (1933-1944) отмечено воздействием сюрреалистической живописи («Последовательность» 1934, «Пятьдесят»1938, «Небесно-голубое»1940).

Композиционно-выразительная теория Кандинского основана на сакральной геометрии. Он нашёл нечто общее, что уже невозможно было подвергнуть дальнейшему обобщению. Это простейшие элементы живописи: точка, линия, плоскость. Они являются фундаментом мироздания! Его композиции – символы внутреннего состояния.

Результатом применения его теории должен стать новый взгляд на искусство и саму жизнь. Так, образ Смоленска глазами Кандинского можно представить в виде шахматной доски (любимый мотив) с красно-зелёными секторами и зигзагообразными линиями, сконцентрированными в центре.

Абстракционизм – искусство будущего, искусство, не принятое до конца. Творчество В.Кандинского сложно для восприятия. Для такого эволюционного скачка требуется время. Наверняка, работы замечательного автора найдут отклик и в других поколениях.

Литература

1. В.Кандинский. Точка и линия на плоскости / В.Кандинский. – СПб.: изд-во Азбука-класика, — 2005. – 240 с.
2. В.Кандинский. Одуховном в искусстве / В.Кандинский. – М. – 1992.
3. П.Рапелли. Кандинский / П.Рапелли. – М.: изд-во ООО Издательство Астрель, — 2002. – 144 с.: ил. – Мастера и шедевры.

Тэги:

«отсутствие предметов в картине не есть отсутствие смысла»,

«беспредметное искусство»,

«смутно-сумеречных»,

«нечто общее, что уже невозможно было подвергнуть дальнейшему обобщению»,

«простейшие элементы»,

«искусство будущего».
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.